Что такое сопротивление инновациям

Инертность мышления и сила привычки — вот два врага нововведениям. А еще есть страх, особенно когда человек, внедряющий инновации, начинает сталкиваться с реальностью предстоящих изменений.

Есть у меня один пример перед глазами, на момент написания статьи этот уже был закончен, и закончен неуспешно, от слова совсем. Так вот, клиент еще во время первого звонка обозначил свое видение проекта автоматизации отдела продаж, и мне сразу стало понятно, что он обратился по адресу, и будет заключена сделка. Все бы ничего, однако, когда проект начал переходить в фазу реального внедрения, начались проблемы. А проблемы начались с тем, что вносимые изменения не соответствует идеальной картине, нарисованной в голове у клиента.

Даже если человек способен в голове или на словах представить себе возможность внедрения инноваций в подконтрольном ему бизнесе – это далеко не всегда означает реальную волю к внедрению данных инноваций.

Как бороться с сопротивлением инновациям

Как бы тривиально это ни звучало, но никак. Вообще нельзя с этим бороться, т.к. если нет желания, что-то менять, оно и не появится. Можно попытаться продать эту идею коллеге, начальнику, владельцу или даже самому себе, но если по натуре объект, которому совершается продажа этой самой идеи является «инертным», то любые шевеления в сторону изменений закончатся, как минимум, отрицательно.

А что, если сопротивление инновациям в голове у сотрудника? Тут есть три возможных сценария развития событий.

  • Вариант А – образование. Можно попробовать обучить сотрудника, и донести необходимость предстоящего внедрения или изменения.
  • Вариант Б – принуждение. В авторитарном порядке сообщить коллеге о том, что от ныне так и никак иначе. Действенно, но присутствует определенный риск демотивации сотрудника.
  • Вариант В – избавление. Можно избавить своего коллегу от мучений предстоящих перемен и просто уволить. Жестко? Зато действенно и проверено.

Тем не менее, есть один действительно чудодейственный способ. Это тот редкий случай, когда есть «панацея» в решении проблемы сопротивления инновациям. Эта чудо-пилюля называется Лидерство.

Роль лидерства в инновациях

Я неоднократно замечал, что неадекватно быстро растущие компании имеют безоговорочного лидера. Человека, который не обязательно авторитарен, но который пользуется глубоким уважением и авторитетом среди своих коллег. Именно такой человек способен вносить любые, даже самые радикальные, изменения в бизнес. Этому человеку верят и за ним идут.

Вообще лидерство – это такой бизнес-процесс, который является не автоматизируем и никак не может быть превращен в систему. При смене лидера в компании мы повсеместно наблюдаем фундаментальные изменения. Это связано с тем, что только человек с волей способен «снести» существующий уклад и сделать все по-другому.

К моему сожалению я не могу дать рецепта по становлению лидером, а лишь могу констатировать – наличие сильного лидера в команде способного разрушить любые шаблоны и помочь во внедрении любых изменений.

Как начать что-то менять?

Первое. Прежде чем, что-то менять задайте себе один вопрос. «А это действительно стоит менять?». Вовремя не заданный вопрос в подобном ключе приведет к мучениям в последствии. Если не нашли аргументов сегодня, повторите вопрос завтра и так каждый день, пока аргументы не станут на столько вескими, что отпадут любые сомнения. Запишите эти аргументы, распечатайте и развесьте во всех видных местах. Сделайте себе обои на компьютер с этими причинами и поменяйте пароль на главную из этих причин. Почему? Да потому, что в процессе изменений возникнет столько сложностей, что все причины просто забудутся и эти листки, и тезисы помогут не передумать на середине.

Второе. Выделить бюджет и умножить его на два. Почему? А потому, что в 2018 году еще не придумали точного и единственно верного пути внедрения инноваций. Инновации могу создать конкурентное преимущество, которое просто «удавит» конкурентов, но это точно будет стоить больших вложений и совершенно точно будет допущено большое количество дорогостоящих ошибок.

Третье. Стать гипер-инициативным. Нужно просто сжиться с мыслью о том, что все нововведения никому кроме вас не нужны. Точнее они нужны всем, но никто этого точно не поймет. Пока эти самые изменения не приведут к результатам, все будут саботировать процесс.

И последнее. Запастись терпением. Я понимаю, что хочется получить результат вчера, однако, изменения требуют просто колоссального терпения. Придется мириться с тупостью, безграмотностью и чрезвычайной эмоциональностью людей, которых эти изменения затронут.

Связанные публикации