Цифровая трансформация

Предисловие

Это первая статья из цикла о том, что такое цифровая трансформация бизнеса. Данная статья не попытка продать себя или продукты нашей компании. Это мой личный опыт и знания о процессе дигитализации бизнеса, которыми я делюсь, чтобы освободить место для новых. Я намеренно не ухожу в детали, а хочу дать общее представление о том, что такое цифровизация бизнеса. Надеюсь писать по 1-2 такой статьи каждый месяц, чтобы материал как можно лучше “усвоился”. Я ориентировался на самые часто задаваемые вопросы от клиентов и теперь хотел бы поделиться ими с Вами. И так – поехали.

Цифровизация или дигитализация бизнеса

Я каждый день наблюдаю, как ко мне приходят люди в поисках “чудо” продукта. Продукта который оцифрует их бизнес и поможет сделать бизнес более эффективным. Собственно те кто ищут чудо находят сказочников – это задача маркетологов. Рекламные кампании IT решений пестрят громкими лозунгами о внедрении за 2 недели или за 3 дня. А то и “сразу из коробки”. Мне хочется верить, что читатель критически мыслящий человек и таки сомневается в правдивости таких лозунгов.

…приходят люди в поисках “чудо” продукта, который оцифрует их бизнес и поможет сделать бизнес более эффективным. Собственно те кто ищут чудо находят сказочников – это задача маркетологов.

Я не виню маркетологов – это способ продажи и подавляющее большинство предпринимателей искали и будут искать такие решения. Эта статья не для таких. Эта статья для тех, кто хочет разобраться и понять – что же такое цифровизация бизнеса. Моя задача – развенчать мифы и показать, что чудес не бывает (хоть я и хочу верить в обратное). Цифровизация бизнеса лишь инструмент. Это современный инструмент, без которого увы уже ни как, и тем не менее это “один из”, а не “единственный”.

Что такое цифровая трансформация бизнеса?

Цифровая трансформация бизнеса, или как её принято называть в России – цифровизация бизнеса. Это процесс в котором то, что годами было принято делать на бумаге переходит на “цифру”. Порталы самообслуживания. Рекламные рассылки. Способы обмена данными между компаниями, учет товаров и процессов, работа с клиентской базой, и огромный пласт других инструментов. Дигитализация бизнеса позволяет делать бизнес легче масштабируемым, удешевляет в десятки раз процессы. Порой удается достичь сто-кратного удешевления. Цифровизация бизнеса – процесс в который вовлечены все подразделения компании, которые в той или иной степени выполняют рутинные функции.

Это процесс в котором то, что годами было принято делать на бумаге переходит на “цифру”

Цифровизация – это процесс, который можно назвать трансформирующим. Цифровая трансформация бизнеса, такой термин, который очень четко определяет данный процесс. Представьте, что вы привыкли продавать по телефону. Напоминать о себе клиентам. При цифровой трансформации мы убираем продавцов. Убираем телефонную линию. И отдаем на откуп клиентам все те инструменты, которыми традиционно пользовались сами. Клиент, будь он юридическим или физическим лицом, самостоятельно размещает заказ. Далее отслеживает его статус и отправляет электронно заверенные документы о получении товара. И через все тот же портал. Именно такого мое видение цифровой трансформации бизнеса.

Цифровизация трансформация бизнеса – это спасение?

Цифровая трансформация бизнеса – это не панацея, а лишь средство. Это даже не инструмент на самом то деле – это образ мышления. При цифровой трансформации бизнес переходит к кардинально новым методам управления. Руководители, которые привыкли решать “вопросы” становятся рудиментом прошлого. Им на смену приходят “продивнутые” ребята, которые создают архитектуру бизнес-процессов. Как программисты. Современный бизнес, это набор сбалансированных показателей, корпоративной культуры и лидерства.

Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.

— Чарльз Дарвин

На мой взгляд – цифровизация процессов сама по себе ничего не дает. Это пустая трата средств и времени. Сегодня компании мастадонты сталкиваются с конкуренцией со стороны стартапов. Эти стартапы за сумму дневного оборота таких компаний создают продукты подрывающие индустрии. Таковы реалии. И что же, ничего нельзя поделать, спросите Вы? Отнюдь. Именно для этого я и готовлю цикл подобных статей и сегодня мы поговорим о первых нескольких, на мой взгляд наиболее фундаментальных понятиях (в числе прочих), необходимых для цифровой трансформации бизнеса.

Цифровая трансформация бизнеса – это управление

Первое, и пожалуй самое главное, когда мы говорим о цифровой трансформации бизнеса – это управляемость. Методы управления, подход к персоналу и цели цифровизации бизнеса должны быть подчинены необходимости управлять бизнесом. Раньше многое делалось на “автопилоте”. Т.е. отдавалось на откуп руководителям среднего звена, а там будь как будет. Результаты работы таких сотрудников оценивались по единственному критерию – финансовому. В мире, где средний срок продолжительности бизнеса не превышает 15 лет, такой метод уже “не катит”. Следует понимать, что основа современного, дигитального бизнеса – это его полная прозрачность. Так что же значит управляемость?

Понятие управляемости

В моем личном представлении управляемость – это возможность сделать так, чтобы все сотрудники с одинаковой ролью выполняли действия в одинаковой последовательности. Такие действия (или принципы) должны быть продуманы и каким то образом описаны. Кстати описаны “для галочки” в некой корпоративной политике – тоже не катит. Вообще цифровая трансформация бизнеса не об этом. Действия должны быть описаны там, где их невозможно не выполнить. А конкретно в корпоративной информационной системе. Как следствие, можно дать альтернативное определение. Управляемость – это возможность вносить изменения в некий бизнес-процесс с минимальной затратой ресурсов. Т.е. не переписывая политики и много-томные инструкции. А зайти куда-либо, внести изменение и “вуаля”. Осталось только обучить команду, а в идеале зашить это обучение сразу во вносимое изменение. Конечно – это в теории. На практике все не так радужно и красиво. Тем не менее это то, к чему следует стремится и то, чего можно добиться.

Настоящая цифровая трансформация бизнеса – новый подход к управлению

Управляемость равно контроль. Это возможность держать руку на пульсе большого количества событий одновременно. Вся сила заключается в выявлении аномалий. Следует следить за нормальными показателями. В тот момент, когда они откланяются от нормы – вступать в игру как руководитель. Иными словами, когда все хорошо наблюдаем со стороны и занимаемся цифровизацией бизнеса. Как только что-либо идет не по плану – смотрим частный случай.

Вся сила заключается в выявлении аномалий. Следует следить за нормальными показателями. В тот момент, когда они откланяются от нормы – вступать в игру как руководитель.

Например вы продаете товары и готовы дать менеджерам свободу делать скидки. До определенного предела и согласно определенным правилам. Все что больше – процесс требующий согласования. Или, например, вы не хотите ограничивать тех же менеджеров делать скидки. Однако хотите знать не злоупотребляют ли они этим инструментом. Необходимо создать некое правило, которое сработает, например при трех последовательных выдачах скидки одному клиенту.

Бизнес-процесс

В процессе цифровизации бизнеса важно хорошее понимание того, что такое бизнес-процесс. Тем не менее бизнес-процессы, по какой-то неведомой причине окутаны завесой тайны. Никто толком не понимает, или понимает по-своему, что это значит. Однако цифровая трансформация бизнеса требует очень хорошего понимания этого термина.  Несколько лет назад я начал копать эту тему. Я с ужасом обнаружил, что совершенно отсутствует литература по данной теме. Я даже не смог найти точного определения. До начала 2018 года я так и не смог ответить на данный вопрос. Не мог, пока судьба не свела с Доктором наук, Сергеем Петровым. Именно благодаря этому человеку и родилась очень простая, но безумно действенная методика. Методика анализа бизнес-процессов на основании трех элементов, которой я и попробую поделится.

Механизм бизнес процесса

Бизнес процесс – это набор последовательных действий в ходе хозяйственной деятельности компании.

Бизнес процесс – это набор последовательных действий в ходе хозяйственной деятельности компании. Опираясь на исследование в котором я принимал непосредственное участие, любой бизнес-процесс характеризуется наличием трех элементов:

  • Роль – Кто (или что, если это робот)?
  • Действие – Что делает?
  • Объект – С кем или чем делает?

Анализ бизнес процессов для дигитализации бизнеса

Его еще часто называют аудит бизнес процессов. Хотя если правильно – это всё-таки анализ. Ведь аудит – это некая проверка, а в случае с анализом, это скорее выявление и описание. В ходе цифровой трансформации бизнеса следует при помощи специализированных инструментов, которые называются BPM (ну или excel таблички, которую я любезно выложу по ссылке) описать бизнес-процессы в компании. После описания следует на них взглянуть. Задать себе один вопрос. Что из этого можно выбросить, что оптимизировать, а что трансформировать.

После описания следует на них взглянуть. Задать себе один вопрос. Что из этого можно выбросить, что оптимизировать, а что трансформировать.

Например, если раньше клиент должен был снять трубку и позвонить нам. Скажем для уточнения статуса заказа. То при трансформации бизнеса необходимо сделать клиентский портал. Другой пример. Предположим в текущей ситуации менеджеры по продажам продают как им удобно. При цифровой трансформации менеджеры должны действовать согласно строгой инструкции. Если Вы считаете, что есть случаи когда это не работает. Не проблема. Для этого есть роль бизнес девелопера (менеджера по развитию). Он и должен заниматься не стандартными кейсами. Главное вовремя выявить подобную аномалию. Дигитализация бизнеса позволяет это сделать в полной мере.

Стратегия

Стратегия это взгляд на бизнес с высоты “птичьего полета”. Она позволяет согласовать большое количество действий совершенно разного характера. Например когда мы говорим о покупке программного обеспечения. Мы должны хорошо понимать не то что мы будем делать с этим софтом. Непосредственно после покупки, а не через год или два. Необходимо думать на шаг вперед.  Мы не должны действовать ориентируясь только на долгосрочную перспективу. Наоборот, бизнес это множество нюансов и задача стратега сбалансировать эти нюансы. Зло кроется в крайностях. Дигитализация бизнеса особенно чувствительна вещам, ведь в этой индустрии бюджеты просто безграничны. Вроде кажется – давайте сделаем побольше, да подороже. Как бы ни так. Начинать следует с малого. Постепенно наращивая темпы развития, но следует стараться минимизировать риски на каждом этапе. Это дороже, чем “сделать сразу хорошо всем”, но на практике это действует намного лучше.

Связанные публикации