Внедрение CRM системы вопрос наболевший у многих. И сегодня хочу поговорить о трех вариантах внедрения CRM системы. Покупка готовой CRM, разработка CRM системы или внедрение CRM на платформе. Речь пойдет не о теоретический спорах “а как внедрять?”, а о вполне наболевшей и насущей проблеме. Каким путем пойти – взять готовое, взять “полу”-готовое или писать сНуля?
Давайте разберем почему данный вопрос вообще актуален. Ну во первых это наболевшая тема у любого, кто сталкивался с темой CRM. В собственном бизнесе, или по месту работы. Если приходилось что-либо внедрять. В целом это относится не только в вопросу CRM, но именно этот термин всем понятен и когда я буду говорить о CRM, я говорю о внедрении подобных продуктов в целом.
Готовые решения хороши чем
Минусы такого решения
Почти каждая компания-разработчик подобных систем выдает некий API, в лучшем случае SDK при помощи которого систему можно подстраивать “под себя”. По факту это всегда заканчивается тем, что любые более менее сложные автоматизации необходимо держать во вне системы и поддерживать обособленно от такой системы. Поддержание системы это вообще отдельная история и внедрение CRM системы не заканчивается на разработке т.к. почти все существующие интеграторы на рынке любят внедрения т.к. это неплохой чек, но очень не любят поддержку. Проблема поддержки – много мелких задач по доработке, с маленьким чеком и большим объемом коммуникации с заказчиком. Для заказчика – это боль потому, что никто не хочет вникать. Это в целом относится и другим решениям, но на рынке “готовых” решений это особенно актуально, ведь не сразу понятно что именно придется дорабатывать.
Не стоит думать, что готовые решения – это прямо таки зло. Я сам их часто использую и рекомендую своим клиентам в случае когда:
Кстати именно с этой целью мы стали официальным партнером amoCRM
Вторая больная тема – разработка CRM системы с нуля. Сразу скажу – это отличное решение, но тут следует понимать несколько ключевых вещей.
Первое и самое важное – вам придется поддерживать систему самостоятельно. Пожизненно. Всегда. И это очень болезненно, если брать во внимание тот факт, что большинство индивидуальных решений, которые я видел были разработаны одним разработчиком и имеют жесточайшую привязку на него. Такие люди очень безопасно себя чувствуют и в какой то момент могут начать диктовать свои условия. Не стоит недооценивать данный факт.
Второе. Если у Вас (кем бы Вы ни были) нет опыта руководства разработки СRM системы и хорошего понимания процесса внедрения CRM системы, что такое MVP – вы точно дорого заплатите за свое обучение. Под дорого, я имею ввиду не только прямые расходы на то, чтобы выкинуть то, что получилось с сделать заново (это с вероятностью в 100% рано или поздно произойдет), но и то время, которое потребуется потратить на коммуникацию с разработчиком. Еще один момент – если у вас нет опыта работы, скорее всего придется доверять одному разработчику…ну а это описано выше.
Внедрение CRM системы с нуля, требует от компании готовности. Компания должна быть готова инвестировать, готова описать собственные бизнес-процессы и готова всего этого придерживаться. Я не шучу и не стоит недооценивать этот пункт. Собственная разработка помимо технических навыков, требует знаний в области бизнес-анализа. Возможно это не так очевидно сейчас, но после того, как начнете проект – поймете насколько сильно он будет отличатся в конце по сравнению с тем, что было задумано вначале.
Иными словами, разработка собственной системы почти всегда закрывает боли бизнеса, но для хорошей собственной разработки нужны очень сильные предпосылки. Нужен грамотный руководящий персонал, хорошая команда разработчиков и очень адекватный “бизнес” готовый финансировать проект с открытым бюджетом.
Плюсы собственной разработки
Недостатки такого решения
И наконец самое интересное и на мой субъективный взгляд самый перспективный способ внедрения. Но опять же – с нюансами и не лишенный недостатков.
На рынке есть некоторое количество “платформ”, которые позволяют собирать индивидуальные системы как конструктор. Лично я могу выделить следующие решения без конкретных рекомендаций по тому, что именно следует выбрать:
Я считаю, что эти три являются явными лидерами и наиболее всего на слуху. Не хочу составлять “полотенце” из других им подобных решений, цель данного списка дать представление о моем ходе мысли и я не пытаюсь умалить качество и/или важность других продуктов. В любом случае внедрение CRM системы приведет вас к этим названиям.
Данные решения тоже не идеальны, но имеют ряд очень важных преимуществ
Недостатки. И их к сожалению тоже очень и очень много.
Можно сделать попытку написать очень длинное сравнение подобных трех подходов, их преимуществ и недостатков. Вообще внедрение CRM системы является очень широкой и долгой темой. Моей задачей не сегодня было описать три самых базовых сценария и дать некоторую отправную точку. Каждый бизнес-кейс может отличаться. Пускай по своей сути бизнес-процессы у всех и одинаковы по своей сути, задачи которые необходимо закрывать при помощи CRM могут очень сильно отличатся.
Евгений Тихонов