Воронка продаж уже давно является моей “фишкой”. Продумывание пути покупателя с момента первого контакта до момента следующей продажи. Это очень сильная концепция, которой в Восточной Европе не пользуются в принципе и это отличная новость для всех, кто читает эту статью.
Воронка продаж это последовательность этапов продаж. Концепция заключается в том, что-бы условно разделить покупателей на разные этапы принятия решения. Поскольку у нас не купят все кто к нам обратился, то на разных стадиях клиенты будут “отваливаться”. Из-за этого формируется воронка. Идея в том, что бы на разных этапах “подогретости” клиента совершать действия нацеленные на перемещение клиента на следующий этап по принципу принятия все более сложных решений, вместо того, что-бы продавать “в лоб”. Например на первом этапе клиент принимает решение просто поговорить по телефону, на втором встреча, на третьем раскрывает чувствительную информацию для подготовки предложения и т.д. Это очень простая концепция, но это поразительно, что почти ни кто ей не пользуется.
Вот тут начинается самое интересное. Дело в том, что сегодня продажи и маркетинг более не разделяемые понятия – если раньше роль привлечения новых клиентов полностью лежала на плечах “сейлзов” и запуска простой рекламной кампании было достаточно, то сегодня все не так просто. Ниже я привел картинку с воронкой продаж, слева нарисовано какие этапы ложились на плечи отдела продаж раньше, а какие ложатся на плечи сегодня.
Раньше было достаточно вызвать заинтересованность клиента и тот сразу бежал в компанию за советом. Почему? Очень просто – воронка продаж поменялись и если раньше единственным источником информации для клиента был поставщик товара или услуги – сегодня это интернет. Потребитель (или даже оптовый покупатель) приходит уже покупать и все реже обращается за советом. Люди стали стремится получать информацию из независимых источников ведь все понимают, что поставщик заинтересован продать именно свою услугу, а не дать дельный совет.
Сегодня очень важно “вести” клиента по воронке чуть ли не до самого момента покупки, в противном случае мы просто не имеем возможности повлиять на решение покупателя и на его выбор повлияют либо конкуренты либо какой ни-будь “бложик” с “экспертным” мнением диванного аналитика. Воронка продаж нужна именно для того, что-бы не терять клиентов “глупо”.
Что-бы создать воронку продаж, не обойтись без технологий. Благо они подешевели и стали доступны для всех.
Без хорошей CRM системы можно забыть о том, что бы выстроить воронку продаж. Вы не будете видеть всю информацию по потенциальным клиентам и не сможете анализировать на каком этапе клиенты “отваливаются”. CRM позволяет не видеть свои продажи “по факту” выписанных накладных и счетов, а вести клиента с момента первого контакта.
Сегодня появились потрясающие инструменты для замера источников продаж и эффективности этих источников. Все дело в том, что эффективную воронку невозможно построить не увидев полной картины происходящего. Приведу простой пример:
Посещаемость сайта 1000 человек в месяц, из них 200 человек вам звонят или пишут. Маркетологи будут бить в барабан и кричат о том – какое это радостное событие, что у конверсия на нашем сайте 20%, однако не стоит спешить с выводами. Внедрив сквозную аналитику, вы сможете отделить количество обращений с сайта от количества реальных заявок. Так, количество заявок уже, как правило, будет не 200, а хорошо если 20-30. Гарантирую – выяснится, что остальные обращения были либо от наших существующих клиентов, либо просто не квалифицированные лиды.
РОП (Руководитель Отдела Продаж) и РОМ (Руководитель Отдела Маркетинга) – должны стать лучшими друзьями. Это не обязательно должны быть директора крупных компаний, это могут быть люди на “аутсорсе”, но сути это не меняет – необходимо общаться. Идея в том, что вся маркетинговая кампания полностью интегрирована в отдела продаж. Как только “лид” поступает в CRM систему, маркетинг продолжает отрабатывать, но вся маркетинговая активность подвязывается на текущую стадию продаж в воронке. Иными словами нет разделения на воронку маркетинга и воронку продаж – есть единая воронка покупателей и разница лишь в том, что на поздних стадиях принятия решения подключается менеджер по продажам. Вот как в схематически должна выглядеть данная воронка:
Если вы продаёте несколько принципиально разных продуктов (как например наша компания) – обязательно разделите продукты по воронка. Ниже снимок экрана с примером разделения по продуктам.
Как видно, мы разделяем продажи связанные с консалтингом в сфере продаж и в сфере маркетинга. Почему? Очень просто – это разные продукты, требующие разных компетенций. Мы не можем предлагать одно и тоже для интернет магазина и компанией предлагающей нишевые решения в сфере инжиниринга. В каждой воронке свой ответственный менеджер, пускай даже шаги продаж отличаются.
Во время создания воронки продаж необходимо разделить продажи на этапы. Эти этапы должны быть логичны, иметь четкое разделение и условия перехода из этапа в этап. Нельзя создавать этапы продаж “думают” и “принимают решение” т.к. данные этапы не будут отображать фактическое положение дел и Ваша воронка продаж станет бесполезной.
Евгений Тихонов